Йога 50+
Во многих источниках хатха-йога рассматривается как набор психофизических техник, позволяющих успокоить колебания ума и подготовиться к практике раджа-йоги. Некоторые исследователи переводят словосочетание хатха-йога как йога 50+ силы или силовая йога.
Буквально это указывает на то, что практики хатха-йоги требуют значительных усилий и дисциплины, но в эзотерическом смысле под силой можно понимать энергию кундалини. Также термин хатха часто рассматривают как составленный из двух частей ха и тха. По отдельности это не слова, а слоги, формально не имеющие собственных значений. Существует несколько легенд, согласно которым учение хатха-йоги передал людям Шива . Современные исследователи связывают возникновение хатха-йоги с Матсьендранатхом и его учеником Горакшанатхом, основавшим в X—XI веках йогическую традицию натхов.
Горакшанатх систематизировал существующие в его время практики работы с телом и сознанием, а также дополнил их тантрическими элементами. Хатха-йога активно развивалась в XVII—XVIII веках. Важно уточнить: никаких упоминаний о хатха-йоге в Йога Сутры Патанджали нет. Все в Хатха-йоге существует для Раджа-йоги. Практически во всех эзотерических учениях существовали специальные системы, направленные на работу с физическим телом, что является их дополнительным отличием от религий. Цели, которых можно достичь, практикуя хатха-йогу, весьма разнообразны.
Движение тела и течение мысли неразрывно связаны с дыханием. Поэтому особо пристальное внимание уделяется обучению практике правильного дыхания, как во время занятий, так и в жизни. Хатха-йога учит сознательно и внимательно относиться к своему здоровью, учит практикам внешнего и внутреннего очищения тела и ума, способам поведения в мире и системе правильного питания. Этические принципы хатха-йоги — яма и нияма. Тратака — практика пристального созерцания объекта, развивающая силу сосредоточения, укрепляющая глаза и оптические нервы. Асана — устойчивое положение тела, специальная поза, принимаемая для выполнения какого-либо упражнения, либо сама им являющаяся.
Классические тексты по йоге говорят о том, что асана должна быть стхирам — устойчивой, сукха — легкой. Горакшанатх определяет асану как пребывание в своей истинной форме. Изначально, в традиционных текстах описывается небольшое количество асан. В Хатха Йога Прадипика их 16, в Гхеранда-самхита — 32. Выполнение асан способствует улучшению подвижности и гибкости, повышению выносливости, благотворно влияет на сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную и пищеварительную системы, снижает тревожность, улучшает внимание и память.