Йога works
Перейти к навигации Перейти к поиску У этого термина существуют и другие значения, см. Закон кармы осуществляет реализацию последствий действий человека, как положительного, так и отрицательного характера, и, таким образом, делает человека ответственным за свою жизнь, за все те страдания и йога works, которые она ему приносит. Результаты, или плоды кармы, называют карма-пхала. Действие закона кармы охватывает как прошлые, так и будущие жизни человека.
Понятие кармы уходит своими корнями к ранним Упанишадам, по которым все живые существа несут ответственность за свою карму — свои действия и их последствия — и за своё освобождение из круговорота рождения и смерти сансары. Одно из первых драматических описаний закона кармы можно найти в Бхагавадгите, являющейся частью эпоса Махабхарата. Карма означает действие или деятельность и в более широком смысле олицетворяет универсальные принципы причины и результата, деятельности и её последствий, действия и воздаяния, которые повсеместно присутствуют в жизни. Многие индуисты видят прямое вмешательство Бога в кармические процессы, тогда как другие рассматривают естественные законы действий и их последствий как достаточное объяснение эффектов кармы.
В некоторых других системах — таких как санкхья и миманса — закон кармы является автономным и действует независимо от воли Бога. Какой бы ни был статус закона кармы, сфера его применения ограничивается областью действий, совершаемых под влиянием обычных страстей и желаний. Все действия, производимые ради получения выгод и благ в настоящем или в будущем, управляются этим законом. Подобно тому, как жареное семя не прорастает, так и бескорыстные, бесстрастные действия не приводят ни к каким — хорошим или плохим — результатам в жизни индивида. Согласно традиционным школам Абхидхармы, карма создаётся только ментальным действием в виде осознанного намерения, действия же речи и тела являются следствиями ментального действия. Известной ошибкой в понимании кармы в буддизме является представление её в виде предопределения или судьбы. Запутанный механизм действия кармы, согласно Будде, может полностью видеть только тот, кто достиг пробуждения.
В то же время при проповеди среди мирян Будда в чисто воспитательных целях создавал однозначную связь между результатами в текущей жизни и действиями в прошлом. Так в Чулакаммавибханга-сутте Будда указывал, что короткая жизнь человека связана со склонностью к убийству и насилию, болезни — с жестокостью, уродство — с гневом, а бедность — с завистью и жадностью. Будда призывал последователей сместить внимание с прошлого на настоящее, говоря, что выражение Что посеешь в прошлом, то и пожнёшь обнуляет ценность правильного поведения и убирает возможность достичь освобождения. Поэтому более правильным выражением Будда считал выражение Пожинаешь то, что сеешь в настоящем. Буддолог и специалист по ранней буддийской философии В. В тибетском буддизме различают намерение и поступок.
Так человек, убивший другого человека, мог обладать благим намерением, заключающимся в препятствовании таким образом смерти многих других людей, хотя данный поступок является для него неблагим. Говоря также об ошибках в понимании кармы, тибетские буддисты указывают на известное неправильное понимание ответственности у западных и восточных людей. Христианские конфессии и Церкви, имеющие Апостольское преемство, отрицают веру в существование кармы. Гностические течения, а также современные течения, не принадлежащие к традиционным христианским конфессиям, трактуют некоторые отрывки из Библии как примеры кармического воздаяния. В учениях традиции эзотерического христианства карма нашла своё отражение как закон причины и следствия. Алиса Бейли кармой называет один из важнейших законов, причины и основания которого скрыты в строении любой материи и во взаимодействии единиц этой материи между собой. Различают карму разных типов и подтипов, в зависимости от уровня существования.
Тема освобождения от кармы — это в реальности лишь эволюционный уход той или иной сущности из-под влияния кармических ограничений субстанции более низкой и переход под влияние более высокой кармической вибрации и плана её существования. Для человека это волевое преодоление кармы его животной, физической природы, отрыв от влияния этой природы и переход под влияние кармы Божьей Воли. Часто карму путают с плодами кармы, что приводит к фатализму. Примером данной ошибки могут служить высказывания вида Такова моя карма. Complete Works of Swami Vivekananda, Vol.